Россия просто уникальная страна, мы всегда выбираем свой особый путь. Так же и история развития свадебного убранства уникальна и необычна. История эволюции свадебного платья увлекательна и необычна.
В Древней Руси свадебное платье как таковое отсутствовало, его функцию выполнял красочно расшитый сарафан и рубашка. Цвет у сарафана был красным - традиционный цвет радости на Руси. В регионах у невесты было два наряда - до венчанья и после. Первый был скромный и печальный, иногда даже черного цвета. А вот второй в противоположность - красный и радостный.Белый цвет не использовали в качестве свадебного - этот цвет символизировал святость, духовность его носителя.
И повседневная и свадебная одежда состояла из одинаковых элементов - сарафана и рубашки. Отличались материалы и украшения одежды. Обычно свадебное платье украшали вышивкой цветов, листьев, ягод. А одним из основных элементов вышивки были птицы, так как птицы символизировали все доброе. Иногда нижняя рубашка имела длинные рукава, до двух метров. Это связано с тем, что молодым нельзя было касаться друг друга голыми руками во время свадьбы.Поверх рубахи одевали расшитый праздничный сарафан. Долгое время была традиция невесте самой вышивать свое свадебное платье бисером и тесьмой. Позже традиция исчезла, но сарафаны и далее расшивали на полупарчовых или парчовых тканях серебряным и золотыми нитками.
Уже в 15 веке платья знатных невест расшивали жемчугом. Такое великолепие обрамлял мех, и все свадебное платье весило до 15 килограмм
До 18 века обычай выходить замуж в сарафанах и кокошниках сохранилась, а изменился только цвет сарафана - он уже мог быть и зеленым, и желтым, и голубым.
С начала 18 века свадебное платье приобрело свой европейский облик. Указом Петра Первого придворные дамы должны были следовать именно европейской моде, свадебной в том числе. Так что после этого придворная мода следовала за европейской модой, поначалу это был стиль рококо. Полюбоваться нарядами можно в Оружейной палате и других музеях России.До 1812 года в свадебной моде господствовал стиль ампир. Яркий пример – Наташа Ростова.
В 19 веке появляются великолепные французские платья. С корсетами, расшитыми золотом и серебром, с великолепными кружевами ручной роботы на кринолинах.Знатные семьи иногда покупали сразу два свадебных наряда для: один для венчания в церкви – более скромный, с прикрытой шеей и руками, а второй – с глубоким декольте и открытыми плечами – для светского раута.
Движение Еевропейской моды остановилось после революции 1917 года. Ушло в прошлое церковное венчание, появились Загсы. Ссвадебная мода ушла в забвение на несколько десятилетий. Регистрировать брак в ЗАГС новобрачные приходили в повседневной одежде.